Версия для слабовидящих
Успешно завершилась конференция «Нанотехнологии в образовании» — 2014 Печать Email
Новости об инновациях
05.09.2014

В Иркутске и затем на острове Ольхон озера Байкал с 30 июля по 4 августа прошла конференция «Нанотехнологии в образовании». В конференции «Нанотехнологии в образовании» приняли участие руководители школьных учреждений из разных регионов России, представители научного сообщества, высшей школы и бизнеса, ведущие работу со школьниками в рамках дополнительного образования, а также сотрудники высокотехнологичных производств и компаний, поддерживающих и разрабатывающих новые образовательные программы.

Инициаторами конференции выступили: Нанотехнологическое общество России (НОР), Правительство Иркутской области, Группа компаний НТ-МДТ. Организатором — компания Полюс-НТ, локальным оргкомитетом — сотрудники Лаборатории нанотехнологий лицея №2 г. Иркутска. Конференция была посвящена вопросам модернизации системы общего образования и расширению образовательных возможностей и перспектив, которые есть у школьников.

Состояние школьного образования во многих регионах далёко от хорошего, что демонстрируется в том числе результатами и динамикой единого государственного экзамена по математике и физике. Те способы, которыми ликвидируют эту проблему последние пять лет, малоэффективны. Поэтому важно не только заниматься решением проблемы, но и привносить новое в систему образования. Этого можно достичь локальными коренными преобразованиями.

Основным рабочим вопросом конференции была оценка эффективности проектного подхода в обучении, представление и анализ пилотных региональных инициатив в естественнонаучном и инженерном образовании школьников. Программа конференции была насыщенной и разнообразной. Доклады участников конференции вызвали широкое обсуждение и множество конструктивных предложений.

30 июля в Министерстве образования Иркутской области прошли круглый стол «Стандарты качества проектной деятельности» под эгидой Общественной палаты РФ и пленарное заседание «Опыт по внедрению проектного подхода в образование. Нанотехнологии и образовании».

Пленарное заседание открыл доклад генерального директора компании НТ-МДТ и председателя Нанотехнологического общества России Виктора Александровича Быкова «Кадры для наноиндустрии и технологические цепочки в России», в котором он подробно рассказал о необходимости восстановления замкнутых технологических цепочек в России и возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах. Он отметил, что кадры сами не появятся и ниоткуда не возьмутся, для их роста нужна среда и необходима поддержка тех начинаний, которые уже есть в России и активный обмен опытом. Для того, чтобы компания была успешной, она должна не только экспортировать высокие технологии и быть зависимой от них, но и сама создавать их.

В докладе «STEM-центры в России и проектный подход в Иркутске» Михаил Юрьевич Просекин, генеральный директор компании «Полюс-НТ», руководитель лаборатории нанотехнологий МБОУ г. Иркутска лицея № 2, рассказал об основном способе модернизации образования с целью воспитания кадров для высокотехнологичных областей экономики. Этот доклад вызвал продолжительное обсуждение. Предложенный подход, доработанный в ходе конференции, лёг в основу резолюции.

Борис Борисович Близнюков, генеральный директор компании «Деловая сеть Иркутск», представил в ходе доклада «Американский и российский опыт обучения информатике» своё видение обучения школьников старших классов программированию, возможности внедрения мировых разработок в этой области и новый образовательный проект. Увлечь детей, склонных к информационным технологиям, научить и дать возможность попробовать свои силы в реальности ещё в школе, что крайне важно для будущих работодателей и перспективно для ребят. Менеджер проекта Сергей Анатольевич Беспалов рассказал о том, что за основу их элективного курса была взята программа, разработанная в университете Беркли, «Красота информатики» для студентов гуманитариев. Она была переведена и адаптирована, элективный курс утверждён, факультативные занятия начнутся в нескольких школах Иркутска уже с сентября 2014 года. Основной целью является изучение алгоритмического программирования в специально созданной визуальной среде, что способствует развитию алгоритмического мышления у детей и вызывает интерес к изучению математики.

Анна Георгиевна Балахчи, доцент Иркутского государственного университета, в докладе «Школы робототехники» рассказала об опыте внедрения в школьное обучение проектов по робототехнике на основе Lego. Доклад вызвал обсуждение о перспективах интеграции предложенных методик с другими проектами и широте возможностей их расширения.

Алексей Андреевич Сорокин, специалист по юзабилити портала irk.ru, сообщил в докладе «Школа тестировщиков» о катастрофических проблемах в подготовке специалистов в области информационных технологий, существующих на фоне всё усиливающейся их нехватки. По имеющемуся опыту, профориентация и подготовка специалистов в этой области должна начинаться ещё со школы, и инструменты для «пробы профессии», вроде проводимой им «Школы тестировщиков», могут дать существенный прогресс в решении этих проблем.

После докладов участников состоялся круглый стол «Стандарты качества проектной деятельности», модератором которого выступил Михаил Просекин. Были затронуты важнейшие вопросы реформирования образования и перехода на совершенно другой качественный уровень:

  • Формат STEM-центров или ресурсных центров. Необходимость научного и технического оснащения лабораторий. Методическое сопровождение работы.
  • Привлечение научных сотрудников к работе со школьниками.
  • Привлечение бизнес-сообщества к работе со школьниками.
  • Межведомственный характер STEM-центров.
  • Соотношение дистанционного и очного в работе STEM-центра.
  • Значение всероссийских образовательных ресурсов.
  • Механизмы финансирования работы региональных центров.
  • Критерии оценки проектов.
  • Возрастная градация требований к выполнению обязательных проектов.

Павел Андреевич Вахрушев, инженер по подготовке кадров ОАО «ПНППК» из Перми, предприятия занимающегося производством навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов и инструментов, рассказал, о том как «ПНППК» создала целую систему дополнительного образования школьников города и области. Всё начиналось с обычных занятий по подготовке к экзаменам по физике, математике и химии, и конкурса абитуриентов для поступления на целевой набор в ведущих университетах России. Сегодня это целый комплекс, включающий музей занимательной науки и технопарк, где школьники могут выполнять различные проекты и соревноваться в конкурсах по робототехнике. В ближайших планах предприятия взять шефство над школой и даже построить инновационный детский сад.

Вера Емельяновна Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и СНГ, выступила с презентацией идеи STEM-центров для школьников и её реализацией в Нижнем Новгороде, Казани, Москве. Она акцентировала внимание на том, что с каждым годом нехватка IT-специалистов растет, и привлечение ребят к этой области должно начинаться в школе. Для этого существуют многие образовательные программы Intel, в которых участвуют школьники со всего мира. Она рассказала также о самом крупном международном конкурсе школьных проектов Intel ISEF, который включает физику, химию, биологию, технику и программирование а также о российской команде, в которую попадают победители научных конкурсов «РОСТ», «Авангард», «Шаг в будущее», «Ученые будущего», «Балтийский научно-инженерный конкурс» и «Юниор».

Команда Лаборатории нанотехнологий Лицея №2 г. Иркутска представила свой опыт обучения основам нанотехнологий школьников, с использованием современного измерительного оборудования. Междисциплинарный подход, проектная деятельность как обучающая система, освоение практических навыков реальной работы со сложными исследовательскими приборами, и знакомство с действующими лабораториями и производствами, участие в сетевых мероприятиях и летних школах — всё это привлекает современных учащихся и позволяет проводить деятельную профориентационную работу и выстраивать непрерывную образовательную траекторию. Идеи получили большой резонанс и поддержку всех участников конференции.

Круглый стол «Механизмы частно-государственного партнерства как условие реализации государственно общественного управления в школе» был проведен Сэсэгмой Зандараевной Кимовой, заместителем директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной работе, г. Чита и Галиной Цырендашиевной Болотовой, заведующей учебной частью ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» Забайкальского края. Возможностей для развития инициатив в образовании и поддержки новых образовательных технологий очень много, главное это не равнодушие и безразличие со стороны вузов, институтов развития образования и Министерства образования края, тогда и частно-государственное партнерство становится естественным механизмом обеспечения работ. Удивительная вера в возможности сельской школы и постоянное внимание и поддержка нескольких школ уже принесли в Забайкальском крае свои плоды. В этом году двое ребят из этих школ стали призерами заочного конкурса проектных работ и получили грант Intel на поездку на Летнюю школу-конференцию на Байкале.

Никого не оставил равнодушным проект «Школа будущего», который представил Алексей Викторович Голубицкий, директор школы посёлка Большое Исаково Калининградской области. Этот проект сегодня один из наиболее известных в России, школу постоянно посещают делегации из России, Европы и СНГ. Сама школа была спроектирована с участием учителей, учеников и их родителей, и сегодня в ней все учителя и ученики готовы к самым необычным экспериментам. Первая смена в школе — основное образование, вторая смена — дополнительное образование. В результате количество детей подключенных к дополнительному образованию за три года увеличилось в несколько раз. В школе для детей реализованы, так называемые, «клубные пространства» и организуются полевые работы, также есть все возможности для инженерного творчества и множество спортивных секций.

«Школа будущего» — это государство, в котором детей всегда внимательно выслушают и помогут в любой сложной ситуации, — рассказывает в своём интервью Алексей Голубицкий. — Государство, в котором взрослые счастливы от того, что делают счастливыми детей… Главное, конечно, что наш регион теперь стал экспертом в образовательной сфере России, нашу модель образования можно перенимать, внедрять как одну из лучших. В «Школе будущего» есть всё, что необходимо для обучения и развития детей. Если говорить о дополнительном образовании и спортивных секциях, то у нас, пожалуй, нет только кёрлинга. Когда сильно чего-то хочешь, то обязательно появится возможность воплотить это в жизнь. Ведь нет ничего невозможного. И мне бы очень хотелось, чтобы, например, увлечение робототехникой стало массовым, и у каждого ребёнка была бы возможность придумывать и изобретать что-то новое. А ещё лучше было бы, чтобы все выпускники нашей школы вместе с аттестатами получали и патенты на свои изобретения. А о чём лично я мечтаю?.. Хочу научиться гончарному делу. Ведь настоящий педагог не только учит, но и всегда учится сам».

Бурные дебаты вызвал доклад «Сетевая Академия CISCO заочной школы МИФИ» Андрея Вильчинского, заместителя директора заочной школы МИФИ. Были подняты вопросы об уровне и качестве изучения предмета, об условии неповторяемости курса студентов для школьников или возможности более глубокого изучения курса в случае успешного прохождения его в школе.

Мария Николаевна Новожилова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №20 г. Чебоксар, рассказала о реализации школой собственных образовательных проектов и опыте ещё в начальной и средней школе проведения для детей мероприятий, стимулирующих поисковую активность, повышающих мотивацию к обучению, развивающих сетевую активность. В этой школе, начиная с начальных классов, работают учителя-предметники, а уже в средней школе на основных предметах учащиеся разбиваются на группы по уровню изучения. Возможность повысить долю дополнительных занятий, заложенная в новых образовательных стандартах, в этой школе используется очень эффективно и с огромной пользой для детей.

Все участники конференции сошлись во мнении, что дополнительное образование в современных условиях обязано измениться, и успешный опыт уже есть во многих регионах. Необходимость широкого спектра дополнительного образования, направленного на развитие научно-технического творчества, становится всё более очевидной. В рамках дополнительного образования должен быть достаточный выбор направлений углублённого изучения, выполнения проектных работ разного уровня и возможность включения в систему удалённых школ. Хорошее оснащение приборами и организационная структура, выстроенная система научного консультирования могут быть реализованы в ресурсных центрах или STEM-центрах, что позволит увеличить число детей, расширить горизонт задач и повысить качество выполняемых работ исследовательской и технической направленности. Замечательно, когда школьники могут попробовать свои силы в лабораториях, инженерных цехах, на электронных тренажерах, представить себе поле будущей профессиональной деятельности и осознанно выбрать себе образование. Образование в ресурсных центрах может стать не только небольшой частью образовательного пространства, а прорывным направлением, поддерживающим высокую планку требований к школьному обязательному образованию и совершенствующим систему.

003_1_33.jpg

003_2_20.jpg

003_3_13.jpg

003_4_6.jpg

003_5_2.jpg

Источник - http://www.nanonewsnet.ru/news/2014/uspeshno-zavershilas-konferentsiya-nanotekhnologii-v-obrazovanii-2014

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта